Сказание о нашествии «немцев» и лопине-богатыре

 (первый нагон)
(Аграфена Архипова, Имандра, 3/VI—1912).Был большой немецкий нагон. Хотели немцы разграбить погост, что стоял в Воче-Губе (Wotsch lumbal10), рыскали кругом да около, да никак не могли найти его.Ходил в ту пору по сюземку лопин, живший около Пеньозера (Soptjawr11) и случайно повстречался с одним из немцев. Испугался вначале лопин чужого человека, бегом пустился к себе на Меньозеро, а немец давай гнаться за ним. Что есть духу бежал лопин, до Пень-реки (Sopt-kysch) добежал, да, недолго думая, и скочил через. Немец же остановился около реки и скочить боится. Завидя это, пропал у лопина страх, мигом скочил обратно через Пень-реку, выхватил нож, набросился на немца, вырезал ему язык и сказал: «Иди к своим и скажи им, что я живу вон за той варакой»12. Сказав так, лопин пошел к себе на Пень-озеро, где он жил с матерью и стариком-казаком13.Придя домой, лопин зашил свою мать в мешок — дескать, пусть немцы подумают, что она мертвая, — сам же стал врагов дожидаться.[20]Недолго пришлось ждать лопину — пришло немцев тьма тмущая, впереди ихний богатырь идет. Как завидели немцы лопина, сейчас же убить хотели его, но лопин остановил их и сказал: «Не убивайте меня так скоро! Давайте, сперва город14 построим, потом я угощу вас, после же будем силы мерить!» Немцы согласились, а лопин с немцем-богатырем сейчас же принялись за дело. Стал с корнями ели вырывать и город строить.Живо пошла у них работа и когда город был уже готов со всех сторон, лопин привел важенку15, пойды16 было очень много у нее. Потом принес он большинский котел — мяса в него входило пять пудов, — и сказал немцу-богатырю: «Руби мотор!»17. Немец срубил мотор, какой обыкновенно делают, и подал его лопину, и лопин посмотрел на мотор, бросил его и сказал: «Разве мне такой мотор нужен», и с этими словами вырвал с корнем ель, воткнул ее в землю и повесил на нее котел с оленьим мясом.Когда мясо сварилось, лопин взял нож, большинский как сабля, и начал им крошить мясо, немцы же стали есть.Было немцев много и все они голодные были, торопился лопин мясо крошить и случайно отхватил себе ножом на левой руке пальцы. Порато18 тут осердился лопин, закричал на немцев: «Что вы, собаки, круто едите, я крошить не поспеваю!» — и ударил немца-богатыря прямо в грудь. Увидев это, хотели было остальные немцы убежать, да не могли скочить через высокий город, осердившийся же лопин зачал их тут пахать19, пока всех не попахал.Своему же казаку лопин закричал: «Эй, казак! Поди спрячься, а то я и тебе вместе с немцами голову отрублю!»Расхаживает лопин среди убитых немцев, кто пошевельнется, тому еще прибавит.Когда успокоился лопин, стал он звать мать и казака: «Эй, где вы? Не убил ли я вас?» Те откликнулись.То место на Пень-озере, где лопин-богатырь убил всех немцев, еще и сейчас зовется городом (Lyn). Говорят: такой-то лопарь живет в городу.
ПРИМЕЧАНИЯ [№1, 17] 1 Постепенное оттеснение финнами лопарей к северу происходит еще и сейчас в финляндской Лапландии, где к югу от озера Энаре в настоящее время обитает только одна лопарская семья (в Wuotso). 2 Шведами был некогда разграблен Трифоно-Печенгский монастырь — народная святыня лопарей. 3 Замечу, что русские карелы Кемского уезда называют своих соседей финнов «вихляндцами» или «шведами». 4 Экостровский погост на Имандре был покинут лопарями около 17 лет тому назад и экостровские лопари (их всего 3 рода: Архиповы, Сорвановы и Бархатовы) переселились частью в Белую Губу на Имандре, частью на так называемую «Половину» (на восточном берегу Имандры, приблизительно посредине между Ягельным Бором и Белой губой). 5 В лопарском языке, как и в русском, к собственному имени прибавляется отчество, причем последнее ставится впереди. [18] 6 Под тундрой лопари понимают лишенные леса горы и плоскогория; для того, чтобы выразить то, что мы понимаем под словом «тундра», они прибавляют слово «низкая». 7 Лопари клеймят своих оленей, различным образом надрезывая им уши. 8 В. Визе. Лопарские сейды. Архангельск, 1912. [19] 9 Под «дьяволами» русские лопари понимают не олицетворение злого начала, а это, по-видимому, общее название сверхъестественных существ; таким образом, водяник и леший тоже «дьяволы». 10 В юго-западной части озера Имандра. 11 Озеро это находится к западу от Экостровской салмы, через него протекает Чуна-река, (Tschuni-jok), вытекающая из Чуны-озера (Tschuni-jawr) и впадающая в Имандру (Euver). 12 Невысокая гора, покрытая лесом. 13 Казак-работник.
Теги: ,